Общественное деление
Все сильвы имеют в поселении определенные статус, который может меняться по мере взросления. Однако, вся власть сосредоточена в "руках" храма.
Жрецы
Главами городов и управляющими всем укладом жизни сильвов являются жрецы. Когда-то давно они выбирались сильвами на общих голосованиях, но сейчас новые жрецы выбираются уже существующими жрецами и попасть в эту элиту совсем не просто.
Требованиям к кандидатам довольно просты: это должны быть храмовники или, много реже, командиры старше 40 лет, лояльные к жрецам и проявившие себя в походах на пустыню. Предлагать себя на эту должность нельзя - жрецы сами отбирают подходящих кандидатов.
Несмотря на то, что и командиры, и храмовники могут стать жрецами, командирам, из-за отсутствия способностей к магии, приходится рьяно доказывать своё равенство в этом кругу.
Жрецы пользуются всеми благами своего положения - открыто перечить им может быть опасно, отказывать в чем-то равносильно смерти. Жрецы не обязаны ходить на охоту, чтобы прокормить себя - они могут в любой момент потребовать у любого лавочника желанные им товары, либо приказать добыть их своим слугам. Хотя, обычно, кладовые храма заполнены до отказа и такой потребности не возникает.
Жрецы следят за обучением детей, отправляют отряды под управлением командиров в набеги, на поиск воды, пропитания, на охрану городов и всех лесных территорий, наставляют храмовников и следят за тем, чтобы все сильвы яро верили в Руно, проводят судебные разбирательства.
Хоть все жрецы и равны между собой, практически постоянно вся власть сосредоточена в руках одного из них или же группы.
Храмовники
Правыми руками жрецов являются храмовники. Ими становятся те юноши и девушки, которые, имея зачатки способностей к рунам, смогли пройти обряд взросления и посвятили себя совершенствованию способностей. Они тесно общаются со жрецами, выполняют их указания, учатся владению магией, врачеванию и ходят в боевые и поисковые походы, в которых могут действовать независимо от командиров.
Храмовники до окончания обучения и прохождения обряда посвящения называются учениками храма. Ученики подчиняются как жрецам, так и всем другим храмовникам.
Командиры
Почти на одной ступени с храмовниками стоят командиры. Они не обладают магией, но своей силой и везением в походах смогли завоевать расположение жрецов. Редко кто из командиров бывает младше двадцати пяти лет. Чаще и к тридцати воины, не выделившиеся из толпы, остаются на своих должностях.
Командиры набирают воинов в свои отряды, ходят в набеги и поисковые походы, охраняют поселения от хищников и особо рьяных орд кочевников, сопровождают продовольственные отряды, отвечают за подчиненных им жителей и их благополучие.
Командиры получают приказы от жрецов и, реже, от храмовников, закрепленных к их отряду. Другие храмовники не имеют права распоряжаться ими, хотя нередко бывает проще выполнить приказы, чем потом попасть в немилость храма.
Жрецы не всегда отдают конкретные распоряжения для конкретных отрядов. Потому командиры нередко могут сами договариваться друг с другом, кому какое задание выполнять, кому с отрядом идти в дозор, а кто может никуда не выезжать. Важен лишь результат, и за его отсутствие отвечать придется всем.
Воины
Воинами, у которых нет способностей к магии, называют всех взрослых сильвов, прошедших обряд взросления и способных в минуту опасности взять в руки оружие и защищать родной край от вторжения. Калек и стариков, проживших славную жизнь и заслуживших почет, называют заслуженными воинами. Если здоровье сильва не позволяет ему взять в руки оружие, но он не покрыл себя славой, то его называют поселянином, но прав своих он не лишается - жрецы стараются каждому подыскать дело по силам и умениям.
Подчиняются воины командирам, жрецам и храмовникам.
В свободное время предоставлены сами себе. Они могут покидать город, заниматься ремеслом, торговлей, но, как только объявляется сбор, должны последовать за командиром в место назначения: в поход, бой, сопровождение, на охоту, патрулирование поселения или другое задание. Бывает, что отряд месяцами не отходит от города дальше двух дней пути, а иногда отсутствует целые сезоны. Если воинам повезло с командиром и у отряда есть свободное время - они могут сами предложить набег или поход, но, чаще, права голоса не имеют вовсе.
Дети
До того, как стать воинами и храмовниками, молодые сильвы считаются детьми. Дети не являются полноценными членами общества и, чтобы заслужить эту честь, должны прикладывать немало усилий.
Так они изучают мир в храмах под пристальным надзором жрецов, обучаются искусству охоты у воинов, помогают по хозяйству, задействуются в небольших поручениях, но, в целом, нередко бывают предоставлены сами себе и могут перемещаться по всему городу. Уходить из поселений без присмотра храмовника или командира им строжайше запрещено.
Дети жрецов, по понятным причинам, уважаются сильвами. Зачастую, если один из родителей был магом, ребенок также рождается с магическими способностями, однако его врожденная стихия может не совпадать с родительской. Способности к магии могут появиться и у ребенка простых сильвов. В таком случае считается, что в нем проснулась кровь прославленных предков, либо же сам Руно благословил его на подвиги.
Дети "низших" вместе со всеми обучаются при храмах и имеют право проходить обряд взросления. Но даже если они смогут выбиться в люди, многие будут презирать их за происхождение и не позволят выбиться в люди, если они не отрекутся от своей семьи. Храмовники, родившиеся в подобных семьях, всегда настраиваются храмом против родственников.
Если "низшим" становится ребенок из обычной семьи, то родители отказываются от него, либо, реже, берут в дом в качестве слуги.
Низшие
Те сильвы, что не смогли пойти по пути храмовников и воинов, провалив обряд взросления, становятся "низшими". Также в эту многочисленную группу попадают все преступники, нарушившие закон джунглей. По сути это - рабы, обязанные подчиняться и служить во благо поселения. Единственное право, которое они имеют - право на неприкосновенность: сильвам запрещено наносить "низшим" телесные повреждения. Но и это право теряют те "низшие", что потеряли свой статус в результате убийства соплеменника или публично отказались разделять единую веру в Руно.
Главная отличительная особенность "низших", или, как их еще называют в народе "спокойных" - они совершенно не агрессивны, не обладают амбициями, стремлениями, не строят долгосрочных перспектив, спокойны и покладисты. Делает их такими отвар зантаны, что в переводе с рунного языка означает "спокойствие". Его единственное применение состоит как раз в том, чтобы лишать опасных для поселения сильвов их вредных "наклонностей".
Низшие на всю жизнь остаются пешими. Им запрещено покидать город без сопровождения воина или другого взрослого сильва. Они задействованы во многих сферах жизни поселения: собирают в лесах фрукты, ягоды, коренья, удобряют "дикие" сады, чтобы те хорошо плодоносили, ловят рыбу, охотятся, собирают травы, шьют одежду, лечат, следят за младенцами, готовят, ходят с некоторыми отрядами в дальние походы и набеги и многое-многое другое.
По обязанностям и принадлежности "низшие" могут быть:
-храмовыми. Они принадлежат семьям жрецов, храмовников, либо же их работа связана непосредственно с служением в храме. Такие живут в домах своих владельцев, либо в небольших хижинах на верхнем ярусе;
-семейными. Эти "низшие" служат семьям воинов и командиров. Обычно их не бывает больше двух на семью, и живут они в доме своих хозяев;
-общими. Распоряжается ими также храм, однако живут они все на третьем ярусе и определяются на какую-либо определенную работу: чистку загонов, сбор плодов, охоту, шитьё и т.д. Обязанности их могут не меняться годами, если они мастера в каком-то деле, но большинство ежедневно ждет своего назначения на какую-нибудь работу;
Среди "низших" нет недовольства по поводу несправедливости существования. Храмовые считают себя привилегированнее общих, а семейные зачастую становятся едва ли не полноценными членами семей своих хозяев. Все они слишком боятся вооруженных воинов, выводящих их за пределы поселения верхом на жутких фороракосах, а также магов. К тому же храм много сил тратит на то, чтобы дать им понять - их судьбу предопределил Руно и им нужно с честью её выдержать, чтобы заслужить его благоволение. Помимо пафосных речей, помогает жрецам в этом деле растительные настои и эссенции, способные едва ли не полностью подавить волю их принявшего, а также скорректировать память, если нельзя применить зантану.
"Низшие" могут заводить семьи и детей, а также иметь оружие. Брак между "низшим" и сильвом более высокого статуса - нечто из разряда фантастики. Но вот дети, плоды подобной любви, изредка встречаются.
Дозорные
Особая группа воинов, проводящая большую часть своей жизни вне поселения. Служба их трудна и не пользуется особой популярностью. В дозорные идут те, кому тяжело ужиться в городе, недовольные политикой храма, но достаточно умные, чтобы не расстаться из-за этого с жизнью, одиночки, просто жаждущие приключений юнцы и многие другие. Всем им суждено либо научиться выживать самостоятельно в лесу, либо погибнуть.
Дозорные служат сильвам на границе джунглей, следя за перемещением орд кочевников, разведывают земли, помогают отрядам в разведке и набегах. По всем приграничным территориям скрыты их лагеря, иногда напоминающие полноценные поселения, в каждом из которых есть свой командир. Те дозорные, что отправляются разведывать земли, в основном путешествуют одни, изредка парой или небольшой группой. У каждого из них, как и полагается воинам, есть фороракосы.
На пару дней в сезон они могут приехать в поселение, чтобы пополнить запасы одежды или каких-то материалов, которые невозможно изготовить в лагере. Храм полностью предоставляет их в обмен за верную службу.